Сайт Плугатыревой (Полях) Ольги Николаевны 
 учителя русского языка и литературы 
МБОУ "СОШ с.Красный Яр" Энгельсского муниципального  района Саратовской области        
Меню сайта
Статистика
Счетчик посещений сайта
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Грамматические нормы современного русского языка

Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения тестов ЕГЭ по русскому языку, показывает, что одним из наиболее слабых мест является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических норм русского языка.

В настоящей статье хотелось бы обратить внимание на типовые задания, которые чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ.

Так, согласно спецификации экзаменационной работы 2006 года знание учащимися грамматических норм проверяется в трех заданиях:

  • А4 – морфологические нормы;
  • А5 – синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом);
  • А6 – синтаксические нормы (нормы согласования, управления; построение сложноподчиненных предложений и т.п.).

Рассмотрим подробнее типы ошибок, встречающихся в этих заданиях.

А4. Образование форм слов различных частей речи

1. Образование форм числительных.

Прежде всего необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:

  • С существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев).

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).

  • С существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названиядетёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат).

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).

  • С существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающиминазвания парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
  • Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Кроме этого, в задании А4 часто встречаются словосочетания с ошибками в употреблении падежных форм целых и дробных числительных. Чтобы видеть подобные ошибки, важно помнить, что:

  • У сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.), шестисот (р.п.).
  • При склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (т.п).
  • Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. –сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
  • При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым).
  • Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора иполутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.).

2. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных.

Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее:

!!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!

Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:

 

Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.

3. Образование форм глагола.

Анализ тестов ЕГЭ показывает, что в плане образования форм глагола важно обращать внимание на следующие моменты:

  • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

 

!!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!

  • В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:

 

  • Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).

4. Образование форм деепричастий.

При обнаружении ошибок, связанных с формой деепричастий, необходимо помнить, что:

  • деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенноговида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать – решая);
  • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить – решив);
  • НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут – прочтя, найдут – найдя).

5. Образование форм местоимений.

Если в задании А4 встречаются примеры, в которых есть местоимения, то важно обращать внимание на такой момент:

  • притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

!!! Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!

6. Образование форм существительных.

Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн. ч.(мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен).

Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание:

  • существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ов (томатов, апельсинов). НО: яблок;
  • существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
  • существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов;
  • существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
  • существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий(селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие;
  • в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска).

Знание всех вышеописанных грамматических норм русского языка и типов ошибок, связанных с их нарушением, необходимо для успешного выполнения задания А4 ЕГЭ-2006.

А5. Построение предложений с деепричастным оборотом

Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в и.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия.

Сравним два предложения:

1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.

В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащееиндивидуальность не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте (индивидуальность не может выбирать стиль одежды). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка.

Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и основное действие, заключенное в сказуемомсоветуюсь, и добавочное, заключенное в деепричастии выбирая. Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки.

Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.

!!! Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия!!!

Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм.

в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь);

в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходитьна Красную площадь);

в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (Приезжая в Москву, обязательно идем на Красную площадь). Подлежащее мы легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию.

Таким образом, все вышесказанное можно представить в виде следующей таблицы:

 

5. Трудные случаи управления.

Трудных случаев управления в русском языке большое количество, поэтому осветить их все в рамках данной статьи, конечно, невозможно. Существуют целые словари, касающиеся данного вопроса, например, Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Книга, 1986. 304 с. Но тем не менее хотелось бы остановиться на тех примерах, которые нам кажутся важными, так как именно в них чаще всего допускаются ошибки.

 

Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога. Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:

  • Употребление предлога по.

В значении «после чего-либо» предлог по управляет п.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечениисрока = после истечения срока и т.п).

По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.

  • Употребление предлога благодаря.

Предлог благодаря управляет д.п.

Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.

  • Употребление предлога согласно.

Предлог согласно также управляет д.п.

Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

 

Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.

 

Кроме неправильного употребления слов с предлогами, трудности вызывает и построение беспредложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.

 

Морфологические нормы

Задание 6 проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:

ü    имени существительного;

ü    имени прилагательного и наречия;

ü    имени числительного;

ü    местоимения;

ü    глагола

 

Имя существительное

 

& Правило

1)                 Предложный падеж единственного числа (окончания – у или –е)

-У или -Е?

 

-У используется в случае обстоятельственного значения:

в шкафу, в быту, в плену, в саду

 

-Е при объектном значении:

разбираться в саде

 

 

 

2)                 Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы)

 

 

существительные с основами из одного слога с постоянным ударением на основе  в форме единственного числа

грУнт – грУнты,  лИфт – лИфты, пОрт – пОрты, склАд – склАды, тОрт- тОрты, флОт – флОты, фрОнт – фрОнты, штАб – штАбы

НО!  борт – борта

 

Ы

существительные с ударными суффиксами –Ер/-Ёр

офицЕр – офицЕры, шофЕр – шофЕры, инженЕр – инженЕры

существительные из нескольких слогов с ударением на последнем слоге

договОр – договОры, приговОр – приговОры

 

А

существительные  с основой из нескольких слогов с постоянным  ударением на первом слоге

вЕксель – векселя, вЕнзель – вензеля, вОрох – вороха, кАтер – катера, кИтель – кителя, кУзов – кузова,  кУпол – купола, Окорок – окорока, Округ – округа, Ордер – ордера,  пАспорт – паспорта, пОгреб – погреба, стОрож – сторожа, тЕнор – тенора, фЕльдшер – фельдшера, флЮгер – флюгера, хУтор – хутора, штАбель – штабеля, штЕмпель – штемпеля, шУлер – шулера

НО! Возраст – возрасты,  грифель –грифели, драйвер – драйверы, лектор – лекторы, плейер – плейеры,  принтер – принтеры,   ректор – ректоры, свитер – свитеры,  сектор – секторы,  слесарь – слесари,  снайпер – снайперы, тренер – тренеры, штурман – штурманы.

 

слова, имеющие в единственном числе ударение не на последнем слоге.

дирЕктор – директора, инспЕктор – инспектора, профЕссор – профессора

НО! Бухгалтер – бухгалтеры,  диспетчер – диспетчеры,  конструктор – конструкторы прожектор – прожекторы, редактор – редакторы.

 

 

 

Различай!

Кондукторы – приспособления в технике

Кондуктора – работники транспорта

 

Пропуски – что-либо пропущенное

Пропуска - документа

 

Хлебы - печёные

Хлеба - злаки

 

 

3)                 Родительный падеж множественного числа (окончания –ов(-ев), -ей или нулевое)

названия людей по принадлежности к некоторым родам войск:

партизан, солдат, кадет, драгун, гусар

НО! майоров, офицеров, саперов, рекрутов

 

нулевое

названия парных предметов:

ботинок, брюк, валенок, глаз, колготок, лосин, манжет, мокасин,  погон, сандалий,  сапог, тапок,  чулок

НО! Башмаков, носков, коленей, клипсов

 

названия национальностей, народностей, главным образом с конечным –Н- или –Р- : армян, башкир, болгар, грузин, лезгин, турок, туркмен, цыган

 

названия некоторых единиц измерения: ампер, аршин, бит, ватт, вольт, микрон, радиан, рентген

НО! акров, аров, байтов, гектаров, граммов, децибелов, килограммов, километров

 

существительные, употребляемые только во множественном числе:

горелок, каникул, крестин, пометок, сумерек

НО! кулуаров, очистков, пожитков, сотов

 

существительные среднего рода на –ЦЕ и -ИЩЕ:

полотенец,  копытец, одеялец, блюдец, солнц; корневищ, хранилищ

.Различай! Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

 

существительные женского рода на –НЯ и -ЛЯ:

басен, вишен, монахинь, простынь, пустынь, святынь; вафель, петель, туфель

 

существительные среднего  и женского рода, оканчивающиеся в именительном  падеже на БЕЗУДАРНЫЕ –ЬЕ и –ЬЯ:

бездорожий, побережий, поднебесий, селений, оладий

НО!  платьев, подмастерьев, устьев

 

 

существительные, обозначающие растительный мир:

абрикосов, апельсинов, помидоров, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов, томатов

НО! яблок, дынь, маслин

 

 названия отвлеченных понятий:

габаритов, возрастов, комментариев, критериев

 

ОВ

существительные  среднего рода, оканчивающиеся на –ЬЁ, и женского рода на УДАРНЫЙ -ЬЯ в именительном падеже:

ружей, питей (от питьё), полыней, статей, судей

НО! копий (от копьё)

 

некоторые существительные мужского рода:

бомжей, векселей, вензелей, госпиталей, кабелей, медведей

 

ЕЙ

существительные  с основой на две или три согласные:

бредней, распрей, ведомостей, скатертей, будней, яслей, пельменей

 

 

4)                 Употребление форм рода

 

.Различай!

 

женский род

мужской род

вуаль (смотрю за темную вуаль)

гуашь (белой гуашью)

мозоль (наступить больную мозоль)

тюль (красивым тюлем)

шампунь (мыть голову шампунем)

 

Имя прилагательное  и наречие (степени сравнения)

 

степень

форма

сравнительная степень (обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени)

превосходная степень (обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени)

простая форма:

суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ

суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ,

иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

У наречия простой превосходной степени нет!

составная форма:

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме

1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)

2)  САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного)

 

& Правило

НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

                   МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

 

óПомни!

бойкий – бойчее и бойче,

гибкий – гибче,

гладкий – глаже,

глубокий – глубже,

горький (опыт) – горше,

горький (на вкус) – горче,

дикий – диче или дичее,

ловкий – ловче или ловчее,

мелкий – мельче,

узкий – уже,

хлёсткий – хлестче

 

Имя числительное                        

 

количественные числительные

(сколько?)

порядковые числительные

(который по счету?)

склоняются все слова:

Р.п. (нет) семисот   восьмидесяти двух

Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

Ø   полтора:

И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.)

Р., Д., Т., П. – полутора

Ø  сорок, девяносто, сто:

И., В. – нулевое окончание,

Р., Д., Т., П.  – окончание –а

Ø  десятки

обе части оканчиваются одинаково

пятидесяти, пятьюдесятью

Ø  сотни:

склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

И.,В. пять нот – пять  сот   .

Р. пяти нот - пятисот   .

Д. пяти нотам – пятистам

Т. пятью нотами – пятьюстами

П. о пяти нотах – о пятистах

склоняется только последнее слово

до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)

в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году)

 

При указании даты после порядкового числительного  название месяца ставится в родительном падеже:

к пятому января,

перед первым сентября

 

 

ü  сочетание собирательных числительных с существительными

 

собирательные

числительные:

двое, трое…

девятеро, десятеро

 

одушевленные существительные мужского и среднего рода: трое мужчин, трое полицейских

со словами люди, дети, ребята и названиями детенышей животных: двое детей, двое ребят, двое котят

с существительными, имеющими только форму множественного числа: двое ножниц, двое счётов

 

Никогда не употребляются!

с существительными, обозначающими лиц женского пола: двое дам   - две дамы

с существительными, обозначающими взрослых особей животных: двое львов  - два льва

 

ОБЕ

обе женщины, дамы

обеих женщин, дам

обеим женщинам, дамам

обеими женщинами, дамами

 

 

ОБА

оба мужчины, борца

обоих мужчин, борцов

обоим мужчинам, борцам

обоими мужчинами, борцами

 

 

Местоимение

 

Ошибка

Пример

Исправленный вариант

случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н)

я к ей с душой

я к ней с душой

GЛовушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-: благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его  (но: посреди него!), посредством его, согласно ему

сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер

от ней что годно можно ожидать

от нее что годно можно ожидать

ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько

Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается

Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается

неоправданный пропуск возвратного местоимения себя

Она ничего не представляет!

Позволю перейти к следующему вопросу

Она ничего собой не представляет!

Позволю себе перейти к следующему вопросу

местоимение как лишнее слово

Эта ведущая, она сама – слабейшее звено

Она, эта ведущая,  слабейшее звено

нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.

Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

У тех, кто выступают против меня, будут проблемы

Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру

У тех, кто выступает против меня, будут проблемы

Все, кто не знает ответов, должен покинуть игру

двусмысленность при употреблении местоимения

Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал

 

 

 

Глагол

& Правило

 

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.

 

Ошибки в образовании

форм ГЛАГОЛА

 

Будьте внимательны при образовании форм повелительного наклонения глаголов бежать, хотеть, лечь, ехать, печь: беги, поезжай, пеки, ляг, заляг

 

Образование глагольных форм прошедшего времени (сох или сохнул, промокший или промокнувший?)

 

Нормой является выпадение суффикса –НУ во всех формах прошедшего времени ПРИСТАВОЧНЫХ глаголов: промокнуть – промок, промокший

 

БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ глаголы в формах прошедшего времени имеют суффикс –НУ: мокнуть – мокнул, мокнувший

НО! Без суффикса –НУ образуют форму прошедшего времени со связанной основой: ввергнуть - вверг

 

óПомни!

Класть (что делать?) – кладу, кладёшь

Положить (что сделать?) – изложишь, сложишь, отложишь

Ложиться (что делать?) – ляг, лягте

Лечь (что сделать?) – ложись, ложитесь

 

 

Алгоритм действий

1)                      Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.

2)                      Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)

3)                      Подумай, где могут содержаться ошибки.

 

Фраза дня

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей