Сайт Плугатыревой (Полях) Ольги Николаевны 
 учителя русского языка и литературы 
МБОУ "СОШ с.Красный Яр" Энгельсского муниципального  района Саратовской области        
Меню сайта
Статистика
Счетчик посещений сайта
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование на уроках

литературы и русского языка

приемов технологии

развитие критического мышления через чтение и письмо

в целях развития коммуникативных способностей у учащихся


Еще древние говорили , что наши  мысли материальны. Мысль, мышление – это ключевой слово в основе технология, которую я начала практиковать и некоторым опытом хочу поделиться с вами. Обратимся к непререкаемой мудрости:

Учение без мысли - напрасный труд.

Конфуций

Эти слова я считаю девизом своей педагогической деятельности и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников. С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными. Помогают мне в этом приёмы технологии критического мышления (в дальнейшем  ТРКМ), лингвистические сказки и игры. Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). Согласно определению Кларина М.В., критическое мышление – это технология, формирующая интеллектуальные умения  и усиливающая рефлексивные механизмы в образовательной деятельности

          Чем же  привлекает меня данная технология? Детей нелегко  мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Формы урока с применением  ТРКМ отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления.

Прием «Письмо по кругу»   предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но  и согласовать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы  ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает лист соседу, который должен продолжить его размышления, лист  предается до тех пор, пока он не вернется к своему хозяину.   Я тоже сегодня предлагаю Вам     воспользоваться данной  технологией в процессе нашей работы. На  листе написана  фраза : «Сегодня  я посетила   творческую группу, где рассматривался вопрос об использовании на уроках русского языка и литературы  технологии критического мышления…» Вы  можете выразить  свою  оценку применения данной технологии,   написать , какие технологии  Вы   используете, а в завершении   моего выступления мы прочитаем  это письмо,  Ваши мысли и рассуждения  могут   быть рекомендациями и предложениями  проведения нашего сегодняшнего заседания.  

ИНСЕРТ

Чтобы снять проблему конспектирования, можно использовать прием «Чтение с пометками INSERT».  

 I этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

  • - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

  • + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

  • ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

III этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V

+

-

?

 

 

 

 

 

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные 

тексты с большим количеством фактов и сведений.

Примечание: предложенные значки могут быть изменены по усмотрению учителя. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии.

Кластеры.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает  приём «кластеры». Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Использую приём «кластеры» и на стадии вызова (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых»,  «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки домашней работы с теоретическим материалом.

Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём использовать  в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника. В пятом классе предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной.  А при изучении функциональных стилей в старших классах предлагаю следующий текст:

   Публицистический стиль выполняет функцию … (воздействия). Реализуется в… (СМИ). К жанрам публицистического стиля  относятся … (очерки, статьи, фельетоны, репортажи, реклама, интервью…)

Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

Для развития интереса к изучению русского языка прибегаю к составлению учащимися ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются разные лингвистические единицы.

Не изменяется, но не наречие,

Помогает, а не мама,

Оформляет, но не дизайнер.                          (сочинительный союз)

 

Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала.

Сиквейн может быть предложен  как индивидуальное самостоятельное задание, для работы в парах, реже как коллективное творчество.

Напомню правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ( хотя  я  и не придерживаюсь    иногда  данному  количеству слов), она выражает  отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто"

Пример использования.Литература 6 класс. Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко).

Учитель предлагает детям рассказать, что они знают о М.Зощенко  (парная работа). Результаты беседы  фиксируются в графах «знаю», «источники информации». Затем фиксируют вопросы о Зощенко, ответы на которые хотелось бы узнать.

знаю

хочу узнать

узнал

источники информации

Писатель – Юморист

Автор рассказов «Галоша», «Монтер», «Великие путешественники»

Где родился?

Какой была семья?

Как он создавал свои произведения?

Что больше всего ценил в людях?

 

Учитель

Произведения писателя

Учебник

Для осмысления содержания текста используется прием чтение с остановками. Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать на уроке прием « чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения.

Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название? В других случаях название текста может приоткрыть в какой-то степени его содержание, что ослабит любопытство учащихся.

Примерные вопросы приема « чтение с остановками».

  • По названию предположите, о чем будет рассказ?

  • Какие события могут произойти в описанной обстановке?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?

  • Что будет с героем после событий рассказа?

Главное достоинство данного приема – развитие мышления, воображения и речи учащихся. В тоже время при таком чтении нет целостного восприятия текста. Поэтому после того, как текст был прочитан с остановками, его необходимо прочитать на уроке еще раз, уже полностью, чтобы восстановить его целостное восприятие. Еще один недостаток данного приема – большие затраты времени. Значит, использовать для чтения с остановками объемные тексты нецелесообразно.

 В технологии ТРКМ много приёмов, основанных на принципах и деятельности, и обратной связи, позволяющих контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается игра «да – нетка». Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет».

Пример использования.

Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»  (фрагмент урока литературы в 10 классе).

         На стадии вызова  предлагаю ребятам ТРИЗ – игру «Да - нетка»,  которая помогает повторить текст изучаемого произведения и способствует формированию умению формулировать вопросы.

- Ребята, я загадала героя из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Вы должны отгадать, кто он, задавая мне вопросы по тексту поэмы, на которые я буду отвечать только «да», «нет» или «и да, и нет».

         - Этот герой – житель города NN? (нет)

         - Это один из помещиков, которых посещает Чичиков? (да)

         - Это мужчина? (да)

         - Не его ли  Гоголь назвал «прорехой на человечестве»? (нет)

         - Чичиков играл с ним в шашки? (нет)

         - Это Собакевич? (да)

         Игра может быть продолжена, но продолжают её обучающиеся: теперь они загадывают героя и отвечают на вопросы одноклассников. Чем дольше длится игра, тем лучше. Главное условие: вопросы не должны повторяться!

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

Мозговая атака

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

В последние годы российская школа активно меняется. Вводятся новые формы аттестации выпускников общей и полной средней школы, образование становится профильным. В связи с этим и к учителю, и к ученику предъявляются новые требования, поэтому педагог должен постоянно самосовершенствоваться. Технология ТРИЗ и РКМ помогает субъектам образовательного процесса быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно.

Результаты ТРКМ:

  • формирование нового стиля мышления;

  • развитие базовых качеств личности, его коммуникативных способностей;

  • формирование культуры чтения и письма;

  • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;

  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;

  • запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 

  •  

Я попыталась рассказать именно о выдержавших проверку практикой приёмах. Как учитель-практик хочу сказать, что технология развития критического мышления – стоящее дело, если используешь ее не ради чего-то новенького в своей работе, а для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил удовольствие. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей. А мне дорого то, что мои ученики охотно сотрудничают со мной  в постижении законов русского языка и мира художественной литературы.

Фраза дня

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей