Сайт Плугатыревой (Полях) Ольги Николаевны 
 учителя русского языка и литературы 
МБОУ "СОШ с.Красный Яр" Энгельсского муниципального  района Саратовской области        
Меню сайта
Статистика
Счетчик посещений сайта
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Требования к сочинению:

  • жанр – эссе;
  • объем сочинения не менее 250 слов ;
  • в аргументации собственной позиции по проблеме необходимо использовать не менее двух литературных произведений русской или зарубежной классики;
  • уровень практической грамотности учитывается.

Условия проведения:

  • сочинение пишется в декабре 2015 года в школах, где учатся выпускники;
  • проверяется сочинение учителями школы, в которой учатся ученики;
  • оценки за сочинение не ставятся, минимальное выполнение всех требований означает зачет;
  • в случае незачета ученик имеет права пересдать этот экзамен в феврале и апреле 2016 года;
  • в случае получение незачета по сочинению в период пересдачи ученик не допускается к сдаче ЕГЭ по всем предметам (такой вариант практически маловероятен, исходя из перечисленных условий);
  • все копии написанных НЕПРОВЕРЕННЫХ сочинений отправляются в ресурсный центр региона, для того чтобы ВУЗы и Университеты могли самостоятельно проверить данные сочинения и добавить к итоговым баллам ЕГЭ выпускника до 10 баллов! Проверять такие работы можно только с письменного согласия абитуриента.

    При всем том, что условия вроде бы достаточно понятны и прозрачны, главные вопросы остаются. Что такое жанр эссе? Чем отличается он от традиционного сочинения по литературе? Честно сказать, сам жанр школьного сочинения во многом просто умер, так как на уроках литературы в большинстве случаев проходят контрольные работы в виде тестов. Поэтому придется скорее всего за полгода НАУЧИТЬ ребят писать сочинение, что непросто.

    Знание литературных произведений, подходящих по тематике к сочинению, вовсе не гарантирует успех самой работы. Как правильно «вписать» нужное художественное произведение в свою работу, как убедить читателя (проверяющего) в том, что авторская позиция писателя действительно созвучна мнению автора сочинения? Все это определенные навыки, требующие постановки и отработки.

     Относиться к сочинению как к пустой формальности не стоит. С одной стороны, получить зачет в стенах родной школы, кажется, не так сложно. С другой – проверка сочинения силами школы всегда, к сожалению, связана с человеческим фактором: отношением конкретного учителя литературы к конкретному ученику, и в связи с этим сочинение все-таки должно быть написано так, чтобы минимизировать риски двойного толкования выполнения задания и занижения (завышения) реального уровня работы.

    Более того, выпускник, формально подошедший к выполнению задания, может столкнуться с ситуацией, в которой он заведомо проиграет в рейтинге поступающих в ВУЗ тем, кто, предоставив  точно такие же баллы ЕГЭ, получит те самые дополнительные баллы (до 10!), которые решат судьбу.

    Особо следует обратить внимание на жанр эссе. Упоминание жанра в методической литературе по этому вопросу можно встретить крайне редко, однако по сути данная работа представляет именно этот жанр, чем существенно отличается от традиционных школьных сочинений по литературе советской школы.  Главное действующее лицо такой работы – сам ученик. Именно его понимание предложенной проблемы и позиция интересуют проверяющих. Как понимает ученик проблему? Как проводит рассуждение? К каким обосонованным выводам приходит в итоге? И лишь в качестве доказательства собственно правоты школьники ДОЛЖНЫ обратиться к литературному произведению, проанализировав героев, сюжет, писательскую позицию, язык произведения (в зависимости от того, что требуется).  Такой подход к написанию сочинения отчасти объясняется тем, что в темах, так же, как и в направлениях, не указывается конкретное произведение, эпоха, страна. Более того, Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом всего обучения и воспитания в школе. 

Сочинение будет оцениваться по пяти критериям:

 
1. Соответствие теме.
 
Выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит аргументировано раскрыть. 
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). 
«Незачёт» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
2. Аргументация и привлечение литературного материала. 
Приводя примеры конкретных работ школьников, эксперты дают понять, что не слишком приветствуется схематичность трактовки образов, упрощенность, важно понимание и осмысление учеником произведения. Литературный материал не должен быть привлечен лишь формально, с его помощью нужно действительно аргументировать тезис. 
Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с тематикой и проблематикой произведения, системой действующих лиц и т.д. 
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. 
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
3. Композиция и логика рассуждения. 
Здесь важна стройность и целостность композиции: вступление, тезисно-доказательная часть, заключение. Не стоит отклоняться от заявленной темы. 
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. 
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
4. Качество письменной речи. 
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. 
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачёт»). 
5. Грамотность. 
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. Приветствуется богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций, стоит избегать неудачных словоупотреблений, избыточных усложнений фразы, однотипных конструкций, речевых штампов и т.п. и, конечно, грамматических и орфографических ошибок. 
«Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). 

Для получения зачёта по сочинению необходимо, чтобы сочинениесоответствовало трём критериям, причем первым двум обязательно. Также сочинение должно содержать не менее 250 слов, а текст работы должен быть оригинален не менее чем на 50%

Сочинение может потребоваться при приёме в некоторые вузы; за него можно получить дополнительно до 10 баллов вдобавок к баллам по ЕГЭ. В этом случае используется десятибалльная система оценивания. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно. За вузом закрепляется право утвердить собственные критерии оценки итогового сочинения. Ниже приводятся рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения вузами. 

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или №2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

 

 Критерии оценивания

Баллы 

 К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

2

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 

Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

 К2. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 

 2

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; 
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; 
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

 1

Сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

 0

 К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

 2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, 
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается. 

 1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

 0

 К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

 2

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

 1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

 0

 К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

 1

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

 0

 К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

 2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

 1

Допущены 5 и более речевых ошибок.

 0

 К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

 3

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

 2

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

 1

Допущено более 5 орфографических ошибок.

 0

 К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

 3

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

 2

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

 1

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

 0

 К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

 2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

 1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

 0

 К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

 1

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

 0

 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

20 

 

 Отметка по десятибалльной системе

 0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 Первичный балл

 0-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17

18

19

20

 

                             

 

Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе - Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. - 2014г.

Найти

 

Учебно-методическое пособие предназначено для тех, кто хочет успешно подготовиться к написанию итогового сочинения в 11-м классе. Книга написана с учётом тематических направлений итогового сочинения в выпускных классах на 2014-2015 учебный год, а также требований к структуре, содержанию и оцениванию итоговой работы. Авторами разработана система разнообразных творческих заданий, которые можно выполнять непосредственно в книге. Таким образом, формат пособия позволяет использовать его как тренировочную тетрадь. Книга адресована учителям и выпускникам школ, однако по ней можно готовиться к написанию сочинений и в 9-х-10-х классах.

Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе - Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. - 2014г. 
Пожаловаться на книгу

Год издания: 2014

Формат:  PDF

Размер файла: 1,5 Мб

Скачать

Фраза дня

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей