Сайт Плугатыревой (Полях) Ольги Николаевны 
 учителя русского языка и литературы 
МБОУ "СОШ с.Красный Яр" Энгельсского муниципального  района Саратовской области        
Меню сайта
Статистика
Счетчик посещений сайта
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Я-учитель!

…моя детская комната – большой мир, в четырех углах обычной квартиры… Мне 8 лет. Воображаемые ученики за воображаемыми партами. Я проверяю дневники и тетради, размашисто, совсем не по-детски «вершу судьбы» красной ручкой, выставляя отметки своим куклам. Кажется, даже говорю, как моя первая учительница, неторопливо и серьезно, насколько это возможно в моем возрасте, объясняю что-то, мои молчаливые «ученики» внимательно меня слушают… За окном энергично барабанит дождь, где-то во дворе радостно шлепают по лужам мои подруги, но у меня учебный процесс в самом разгаре, и прерывать его я не собираюсь. Для меня звонок на перемену еще не прозвучал.

Сейчас слышу этот звонок часто, он задает ритм моей жизни. День измеряется стандартными интервалами школьного времени: урок – перемена – урок – перемена. Такой вот педагогический марафон – с первого, проведенного мной урока и до настоящего момента. И вдруг я ловлю себя на мысли, что деятельность  учителя сравнима с деятельностью марафонца. У вас возник вопрос, почему для сравнения я выбрала именно спорт, а не театр, что мне как литератору ближе, не космонавтику, хотя  Константин Кушнер сравнивал иную педагогическую нагрузку с космическими перегрузками.

 Стала искать параллели, чтобы быть убедительней, и вот что обнаружила.

Любого спортсмена кто-то приводит в спорт. Меня педагогика тоже влекла с детства, быть может, потому, что в династии педагогов я седьмая.  Мой дедушка, Шевченко Михаил Алексеевич, педагог с сорокалетним стажем, оставил мне в наследство бесценный рецепт учительского успеха, именно он  был первым  моим наставником и останется им навсегда. «Будь справедливым учителем, внучка, будь честной, детей нельзя обмануть, они тебя - могут, ты их - нет, такая вот у нас с тобой  профессия», - слышу я голос деда. Война застала его в педагогическом училище. Но в ясный летний день «черной тучей мир накрыла тень, зачеркнув мечты, любовь  и счастье». Сталинград… Ранение… И в 20 лет - инвалид 2 группы. После войны он учительствовал в Казахстане. Каждый день с палочкой, хромая, он отправлялся за 5 километров в сельскую школу, чтобы обучать и воспитывать детей. «Идешь, бывало, с работы, - рассказывал мне дедушка, - родители учеников встречают меня на дороге да шапки снимают, а на улице сорокаградусный мороз, ругаю их, а они в ответ: «Вы же учитель, уважаемый человек!» Таких историй он поведал мне много. Навсегда запомню его слова: «Если учитель ставит ученику «двойку», то он ставит ее себе». Порою его слова - завещание останавливают меня от желания «осквернить» классный журнал этой отметкой. Занесешь руку над журналом да вспомнишь  дедовы слова. Значит, не нашла ключик к сердцу ученика, а должна, обязательно должна найти, пусть даже замочек не поддается. Ищи новые отмычки! Не останавливайся!

Старт моего педагогического марафона был определен еще на школьной скамье… Я в 10 классе… Октябрь… Сегодня в школе День дублера. Я буду учителем! Пусть на один урок! Пусть я дублер! Первая «проба» профессии… А смогу ли я увлечь класс? Удержу ли дисциплину? Не распрощаюсь ли завтра со своей мечтой стать учителем? Эмоции, сомнения, вопросы, мысли  роились в моей голове, но для меня важно было понять, правильно ли я выбираю дорогу, по которой хочу идти всю жизнь, дорогу каждодневных открытий и в ученике, и в себе чего-то нового, неизведанного. Именно в тот день я поняла, что хочу слушать трель школьного звонка всю жизнь, я действительно хочу связать свою жизнь с миром постоянного обновления - со школой.

А индивидуальная гонка моего педагогического марафона началась в педучилище, а затем продолжилась в пединституте. Дистанция не была легкой, но я ощутила радость первых побед над собой, выработала свой стиль, именно здесь я уже пыталась найти свой путь, свою «трассу». Тогда мне казалось, что это АПОГЕЙ моего образования, и с этой вершины я могу свысока смотреть на своих учеников. Ан нет, со временем я поняла, что порою необходимо вновь «опускаться» в глубины педагогики и психологии, методики и словесности, я уяснила, что к вершине образования учитель идет всю жизнь как вечный ученик, недаром слова «УЧИТЕЛЬ» и «УЧЕНИК» имеют общий корень. Обращаясь к педагогическому сообществу 20-х годов прошлого столетия, А. Луначарский писал в первом номере «Учительской газеты»: «Учитель, учись!» Устарело? Нет! Как никогда актуально. А ведь кто-то может сказать, что это парадоксально звучит: «Учиться учителю, да он же сам должен отдавать знания». Но школа - это вечная молодость, здесь все всегда сначала не только для ученика, но и для учителя.

Учебный год- вот я и пробежала еще одну дистанцию педагогического марафона. А таких дистанций уже двадцать четыре…Вспоминаю свой первый в жизни урок, уже не кукольный, не дублерский, а самый настоящий. Звонок в тот день звенел совсем по-иному, такой волнительный и в то же время долгожданный. Вхожу, нет, влетаю в класс, а у самой дрожит голос. «Сорок душ и восемьдесят глаз» ждут от меня чуда, литературного открытия. И вот уже много лет с того первого дня я отправляюсь вместе с учениками по неведомым дорожкам, где Лира с Музою живут. Да, да, мы идем вместе, я учу их , они учат меня.

…И вновь за окном барабанит дождь, он почему-то мой попутчик. Сегодня пятиклашки пишут сочинение. Лена старательно выводит каждую букву, даже сопит носиком. Вика надувает губки, помогая ими найти нужное слово, которого нет. Вот нашла… Пишет… Ух, успокоилась и она, и я. Ваня сочинять не любит, но сегодня что-то творит, водит ручкой, не подхожу, знаю, будет нервничать, может даже бросить писать, боюсь спугнуть Музу, которая посетила его сегодня. Дома тороплюсь открыть его тетрадь первой. И что же? На трех листах четким почерком написано: «Не буду, не буду, не буду….» Сначала был просто стопор. Протест?… Что делать?... Ставить «два»?… Вспомнила дедовы слова-завещание, не «осквернила» тетрадь «двойкой». Написала внизу: «Надо, надо, надо!» Вырос он, Ванька, стал уважаемым человеком, звонит часто и вспоминает мои слова: «Надо, надо, надо!» Да я и сама их часто повторяю себе: «Надо! Надо! Надо!» Надо, чтобы ученики шли в ногу со временем, а для этого им нужен современный, технически грамотный, «модернизированный», можно сказать, «мобильный» учитель. «Серые мышки-учителя» уже не интересны поколению Next, наши дети чаще смотрят Интернет и молодежные журналы, чем открывают книги. На уроках литературы уже никого не удивишь чтением статьи в учебнике: заскучают. Сегодня учитель должен владеть инновационными педагогическими технологиями, разбираться в политике, слушать «их» музыку, то есть не отставать от времени, он должен постоянно находиться в состоянии конкуренции между собой вчерашним, сегодняшним и завтрашним, оценивая, подвергая критике свою деятельность, только так педагог будет развиваться.

Я –  учитель русского языка и литературы. У меня особая роль. Важно посредством художественной литературы пробудить в детях самые тонкие струны души, сформировать универсальные критерии отличия Добра и Зла, Любви и Ненависти, Преданности и Предательства. Хотят ли они этого, погружаясь в виртуальный мир «ВКонтакте» и «Одноклассников»? Нет, не всегда. Они все бегут, от нас, от родителей, порой - от себя. А мы? Мы тоже бежим. Отчеты, дневники, дневники.RU, журналы бумажные, электронные… Марафон... Мысль останавливает меня: «Стоп! Ты – учитель!» И мне вспоминаются слова из знаменитого фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»: «Ошибки учителей менее заметны, но обходятся они не менее дорого, чем ошибки врачей». Учитель, не навреди ученику в суете бумажной бюрократии, забыв о самом главном, о нем! Иди к нему, а то он  уйдет от тебя, ищи пути к его сердцу! Сегодня на уроке меня спасла поэзия в гармонии с музыкой, эти два смычка способны остановить даже самую бурлящую стихию юношеского накала. Читаю «Похоронку» Лики Крамерайте, смотрю, даже у мальчишек потекли слезы. Значит, не закрылись они в виртуальном мире «ВКонтакте» и «Одноклассников», нужен им глоток поэтической прохлады в мире черствого хаоса житейской прозы.

А я все бегу свой педагогический марафон и всегда в поиске правильной дороги к педагогическому мастерству. Время меняет учеников, значит, меняет и меня, учителя. «Уча других, мы учимся сами», –  говорил Сенека в 4 веке до нашей эры, а как актуально звучат его слова в наши дни. Концепция непрерывного образования… Не правда ли? Но в школьном марафоне есть только один настоящий соперник – это ты сам. Учитель соревнуется не с другими, а со своей неуверенностью, консерватизмом, пассивностью. И дорогу-трассу он должен проложить сам!

«Показательные выступления», открытые уроки, мастер-классы, конкурсные «старты» и «финиши», звания… важны для учителя-марафонца. Но только ли это его  успех? Может быть, и да… Но для меня  важно воспитать полезных обществу людей, любящих свою страну, малую родину, культуру, традиции. Ведь я сельский учитель, мое  село Красный Яр – это тоже часть великой страны «с названьем кратким Русь». А сколько радости испытываешь, когда слышишь: «Спасибо!» – и эти слова благодарности звучат за рядовой, рабочий, каждодневный  урок.

За каждый промах в масс-старте предусмотрено прохождение спортсменом штрафного круга. Поистине, не будь поражений, не было бы и побед! Работа педагога приносит мне и радость, а порою и огорчения. Радость окрыляет меня и вдохновляет на новые достижения, помогает совершенствовать свою педагогическую деятельность. Огорчения заставляют по-другому смотреть на процесс обучения, на каждого ученика. Но я люблю свою работу, свою сельскую школу, которой отдала многие годы жизни. Родители  моих учеников не снимают шапок в сорокаградусный мороз, когда я прохожу мимо, но они тоже идут ко мне за советом. Я слежу за судьбой учеников и после окончания школы, многие приводят ко мне учиться уже своих детишек, и я их ласково называю внучатами, потому что они дети моих школьных детей. Говорят, учитель делает свою собственную жизнь бесконечной, продолжаясь в своих учениках. И это так, я не старюсь, вокруг меня всегда кипит молодость. 

И вновь за окном барабанит осенний сентябрьский дождь...Новый учебный год...Значит, впереди новые старты, новые дистанции 

И до финиша еще далеко...

 

Фраза дня

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей