Сайт Плугатыревой (Полях) Ольги Николаевны 
 учителя русского языка и литературы 
МБОУ "СОШ с.Красный Яр" Энгельсского муниципального  района Саратовской области        
Меню сайта
Статистика
Счетчик посещений сайта
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

 

Методические рекомендации

ФГБНУ «ФИПИ»

 по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Разработаны на основе анализа работ участников итогового сочинения        

Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных ему тем и выбирать ту, которая ему наиболее близка. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, заключенного в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.

Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию № 1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением литературного материала.

Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения. Обращаясь к опыту обучения сочинению в российской школе, следует ориентировать выпускников на то, что главной мыслью сочинения может стать формулировка заголовка основной части работы. В школе XX века, когда школьников учили составлять план будущего сочинения, они умели озаглавливать его основную часть. Это умение важно развивать и у сегодняшних обучающихся.

Ниже приведены возможные формулировки главных мыслей сочинений на примере некоторых тем 2015/16 учебного года.

Тема сочинения

Вариант формулировки главной мысли

«Время»:

Какого человека можно назвать героем своего времени?

Герой времени – это человек, жизнь которого может стать примером для других.

«Дом»:

Что дом может рассказать о своем хозяине?

Дом – это зеркало внутреннего мира его хозяина.

«Любовь»:

Какие качества раскрывает в человеке любовь?

Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа.

«Путь»:

Каким может быть путь к познанию самого себя?

Познать самого себя – значит понять свою нравственную сущность.

«Год литературы»:

Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

Читательский опыт дает возможность овладеть ценнейшим опытом человечества, заключенным в книгах.

 

Для повышения результатов обучения итоговому сочинению необходимо придать этой работе систематичный характер:

  1. Для отслеживания динамики развития умений написания итогового сочинения в течение года должно проводиться не менее трех контрольных работ в формате итогового сочинения.
  2. Проведение аудиторного или домашнего сочинения необходимо предварять отработкой аналогичного материала в классе под руководством учителя.
  3. В урок полезно включать практические задания, связанные с формированием как конкретного навыка, так и комплекса умений, необходимых для написания сочинения.
  4. В процессе работы над ошибками следует проводить в классе анализ сочинений (в обобщенном варианте) с опорой на критерии оценивания; цитировать наиболее удачные работы или их фрагменты; обсуждать направления доработки анализируемых сочинений (упущенные или неудачные повороты мыслей, альтернативный подбор доказательств и примеров для того или иного тезиса, варианты вступления и заключения, поиск вариативных способов перехода от одной мысли к другой, альтернативный литературный контекст сочинения и др.).
  5. Неудачно выполненные работы должны быть переписаны с целью совершенствования написанного. Для улучшения качества работ полезно проводить индивидуальные собеседования с учащимися по конкретным замечаниям к их сочинениям.

Для повышения квалификации учителей необходимо актуализировать следующие аспекты методической работы:

  • анализ формулировок тем сочинения, выявление ключевых слов темы и способов продуктивного сужения темы;
  • осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в формулировании его главной мысли;
  • отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения; включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал;
  • формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – примеры – выводы);
  • продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между частями сочинения, логика фразы;
  • речевое оформление текста;
  • оптимальные формы работы с черновиком.

При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы работы:

  • создание устных сочинений на разные темы;
  • написание отдельных частей сочинения;
  • многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;
  • развитие навыка рецензирования собственной и чужой работы;
  • редактирование текста.

Фраза дня

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей