Сайт Плугатыревой (Полях) Ольги Николаевны 
 учителя русского языка и литературы 
МБОУ "СОШ с.Красный Яр" Энгельсского муниципального  района Саратовской области        
Меню сайта
Статистика
Счетчик посещений сайта
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Развитие логического мышления - условие успешного  обучения

Мышление по правилам, то есть логическое, лежит в основе не только математических, но и грамматических задач. Решение задачи требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами.

Как учитель, я столкнулась с проблемой, что ученики обладают достаточным уровнем знаний, позволяющим  показывать стабильные результаты, тем не менее,  теряются в новом потоке  информации, ограничены в гибкости логического мышления, что в современном информационном  мире необходимо.

Отсюда можно сделать вывод, что надо развивать не только образное мышление (внешний фактор), но логическое (внутренние изменения), что даст необходимый развивающий эффект.

Думаю, все видят, насколько ускорился современный мир, открытия совершаются каждый день, поэтому  новое время требует от человека наличие вполне определенных ключевых компетенций. При этом необходимо учитывать, что развитие  логического мышления - это составной  элемент компетентности человека  XXI века в условиях становления информационного общества, когда умение человека добывать и передавать любого рода информацию делает его успешным и конкурентоспособным.

Проблема развития логического мышления обучающихся в условиях реализации ФГОС приобретает доминирующее значение. Если нестандартные задания будут регулярно применяться на уроках, процесс развития логического мышления будет наиболее эффективным.

 Развивать логическое мышление школьников – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.

Развитие точного, последовательного, непротиворечивого и доказательного мышления, т.е. мышления, отвечающего законам логики, ведёт к успехам в учёбе, овладении знаниями,  подготовке к жизни. Проведенная  диагностика  готовности перехода в среднее звено  обучающихся 4 классов в мае  2013-2014 учебного года  показала, что логические операции мышления у них сформированы недостаточно, поэтому я считаю, что работу по развитию логического мышления необходимо продолжать в среднем звене.

Актуальность данной темы очевидна, она  состоит в том, что жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к потоку информации, его критическому осмыслению. Врач ставит грамотный, обоснованный диагноз, судья выносит законный, аргументированный приговор. Чтобы наши дети могли стать  знающими специалистами, школа должна дать обучающимся инструмент оперативного поиска, анализа и обработки информации для принятия решений. Английский писатель Альберт Хаббард сказал: «Человек, рассуждающий логично, приятно выделяется на фоне реального мира».

Иными словами, нам необходимо осмысление моего педагогического опыта по формированию логического мышления у обучающихся при решении  логических заданий. Опыт моей работы в данном направлении  может пригодиться не только начинающим учителям русского языка, начальных классов, но и коллегам, работающим в 5-6 классах.

Проблема развития мышления получила освещение в наследии античных философов: Аристотеля, Демокрита. Изучением процессов логического мышления занимались такие известные психологи, как Лев Семенович Выготский, Петр Яковлевич Гальперин и другие.

 Исследования данных ученых легли в основу психолого-педагогической концепции развивающего обучения. В 1960-е гг. был создан научный коллектив в составе   Василия Васильевича Давыдова,  Леонида Владимировича Занкова, Даниила Борисовича Эльконина и других, центральной идеей которого является развитие умственных способностей учащегося как субъекта учебной деятельности.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.

Русский язык, как это сложно! А попробуем доказать, как это интересно. Данный вид упражнений помогает создать условия для самореализации ученика, раскрытия его личности, что является основной целью современной школы. Это не отвлеченные задания, а упражнения направленные на решение главной учебной задачи урока, но путем цепочки логических рассуждений.

Рассмотрим один из видов логической задачи - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития логического  мышления ребёнка, тренировки памяти. Организовать урок рефлексию по теме «Синонимы»  можно с помощью решения в группах  кроссворда. Обучающиеся кроме понятия «синоним»  должны знать, что  такое архаизмы («око», «брадобрей»), предлагаю вспомнить фразеологизм « «Береги как зеницу ока», выяснить значение  фразеологизма, в ходе решения кроссворда ребята должны заменить  слово «физиономия», «брюхо» стилистически нейтральными синонимами ( пропедевтическая работа  по подготовке ОГЭ). В результате они  должны получить «стержневое» слово кроссворда «ЛИНГВИСТИКА».

На этом  уроке у учеников должны быть сформированы умения в овладении логическими действиями обобщения, классификации, построения рассуждений, соотнесения с известными понятиями.

При подготовке  к написанию сочинения  по картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка», рассмотрев картину, предлагаю задание: найдите фактические ошибки и справь в их текст .

«Стоял прекрасный июльский денек…Дома были все: и мама, и младшая сестра, и кот Тимофей, который встречал школьника. Настроение вконец испортилось. Сережа поднял голову и горько вздохнул».

Это упражнение учит мыслительной переработке материала, анализу объектов с целью выделения их признаков (существенных и несущественных);синтезу как составление целого из частей.

На уроке в 5 классе, изучая тему «Умеем ли мы произносить этикетные слова", говорю ребятам о том, что мы отправимся в школу магических заклинаний, маг-волшебник заколдовал самое волшебное слово в мире, которое исполняет все желания, тот сможет прочитать его, кто расставит  буквы «по  росту». Работа может  быть организована в парах, в результате ученики должны получить слово « ПОЖАЛУЙСТА». Обращаю внимание на то, что данное слово при написании следует выделять запятыми  с обеих сторон. Ребята пишут  записочки со своими желаниями доброму Волшебнику, который исполняет все желания, используя  слово «пожалуйста».

 В начале урока (тема  «Не с глаголом»), работая  в парах, ребята разгадывают головоломку. Пока кот  Тимофей спит, мыши написали ему записку, в которой зашифровали старинную русскую  поговорку. Воспользуйся подсказкой и прочти мышиное послание. При разгадывании должна получиться поговорка: «Ленивой кошке мышей не поймать». Поговорим о   том, как ребята  понимают эту поговорку и отметим, что мыши засомневались: как написать фразу  «не поймать», слитно или раздельно. Ребята  определяют часть речи, вспоминают, что  «не» с глаголом пишется раздельно. Я думаю, что все  ученики  будут вовлечены в содержание урока.

Логические упражнения, применяемые на уроках русского языка и литературы, очень разнообразны. Они могут быть использованы для создания проблемной ситуации, могут служить своеобразной разминкой, давая обучающимся возможность отдохнуть от традиционных методов работы, в сильных классах их можно использовать даже как нестандартный метод контроля, позволяющий проверить не только знание, но и понимание учебного материала. Часто предлагаю ребятам  в качестве домашнего задании при обобщении и закреплении той или иной темы составить логические  задания самостоятельно, включая в них лингвистические понятия.

 Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его предположениями, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

 Опыт моей работы в данном направлении размещен на сайтах сети Интернет, распространялся  в школах города Энгельса и Энгельсского муниципального района. Я всегда открыта  к сотрудничеству.

Еще исстари богатырь должен  быть решить сложную логическую задачу: «Направо пойдешь - коня потеряешь, себя спасешь; налево пойдешь - себя потеряешь, коня спасешь; прямо пойдешь - и себя и коня потеряешь...» Таков же правильный  путь героя? Практические тупик, разу три  информации. А как же трудно  справиться нашим детям с тем  потоком информации, который на них  обрушивается.

Таким образом, я пришла к выводу, что решение логических заданий способствует формированию личности, которая может логически воспринимать поступающую  информацию, делать осознанный выбор, принимать ответственное решение.

 

 

Фраза дня

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей