Сайт Плугатыревой (Полях) Ольги Николаевны 
 учителя русского языка и литературы 
МБОУ "СОШ с.Красный Яр" Энгельсского муниципального  района Саратовской области        
Меню сайта
Статистика
Счетчик посещений сайта
счетчик посещений

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Стратегии чтения»  как способ саморазвития  личности обучающегося

 

Дени Дидро в конце 18 века, говоря о значении книг, отмечал : «Человек перестает мыслить тогда, когда перестает читать». Именно эта фраза отражает тему моего методического семинара «Стратегии чтения»  как способ саморазвития  личности обучающегося».

 В современном мире чтение играет не только  образовательную роль, но  существенно влияет на саморазвитие  личности ученика, выполняя функцию самовоспитания.

Актуальность заявленной темы более чем очевидна. Сегодня читательская активность обучающихся, также как и взрослых, резко падает. Отзывы педагогов свидетельствуют, что круг свободного чтения школьников достаточно узок, в нем существенно преобладают произведения легкого жанра. Острой проблемой остается низкий уровень читательской компетентности. Все это свидетельствует о том, что  осведомленность обучающихся о явлениях и событиях находится на недостаточном уровне, а значит, есть факторы, тормозящие развитие общества.  Не случайно 2015 год объявлен годом Литературы в России.

«Просматривать, перелистывать книгу — это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека, углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть»,- говорил Константин Федин.

Знакомясь с художественными произведениями, научной литературой, ученик познает традиции, обряды, жизненный уклад предков, учится смотреть на прошлое своей страны с исторической точки зрения, осознавая изменения, которые претерпевала за прошедшие века культура русского народа, учится не только любить  и ценить своё культурное наследие, но и уважительно относиться к этим изменениям.

         Наш методический семинар ориентирован на учителей-предметников, так как  чтение – это основа получения знаний в любой образовательной области. Иными словами, рассмотрим процесс чтения как способ саморазвития  личности ученика в урочное время.

  • а для этого необходимо осознать роль чтения в общем развитии ученика;

  • познакомиться с опытом учителя по использованию методов развития читательской компетентности;

  • определить приемы чтения в контексте саморазвития  личности ученика.

Теоретико-методологической базой концепции формирования читательской компетентности обучающихся в образовательной деятельности являются работы «Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты» Валентины Александровны Бородиной, «Чтение как социально-педагогический феномен открытого образования»  Татьяны Гелиевны Галактионовой, д.п.н. РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург.

Культура для подростка становится органичной средой для проявления себя.  Главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.

Только чтение позволяет расширить кругозор: научный, художественный, предметный, бытовой, создавая условие для интеллектуального развития. И все вместе данные формируют базовые учебные и жизненные умения ученика.

Новизна опыта заключается в усовершенствовании существующих педагогических технологий, адаптированных и используемых для саморазвития обучающегося через чтение на уроках словесности.

Для предоставления возможности  саморазвития на уроках литературы,  использую  методы «стратегий чтения» (по Наталье Николаевне Сметанниковой, которая является вице-президентом «Русской ассоциации чтения»). Прежде всего, это стратегии развивающего, творческого, интеллектуального чтения.

Метод «стратегии развивающего чтения»  включает в себя  программу операций, совершаемых читателем с текстом, таких как анализ и синтез получаемой информации, оценку собственного понимания текста, размышление о читаемом, отношение к нему.

В ходе работы над повестью Б. Васильева «В списках не значился» предлагаю ребятам сначала  познакомиться с отрывком  из документальной  повести  Сергея Сергеевича Смирнова «Брестская крепость».

Обучающиеся должны выполнить задание:

  1. Выделить  факты из художественного произведения.

  2. Найти основания для  их классификации.

Вследствие проведенной работы с текстом, обучающиеся составляют свою классификацию фактов и приходят к выводу, что СССР не был готов  к войне и   Брестская крепость не была хорошо укрепленным объектом, что крепость не сдалась не потому,  что это  было выдающееся фортификационное сооружение, а благодаря стойкости  защитников.

 «Стратегия творческого чтения» подразумевает применение таких приемов, как составление своего окончания текста, изменение сюжета, продолжение текста, составление рассказа на основе исследования.

Например, дается задание: составить биографию книги. (Это задание включает обязательное прочтение книги, представление и обсуждение впечатлений о ней, сбор и анализ материалов: сведения о биографии ее создателя в различных информационных справочниках, авторские письма, дневники, записные книжки, статьи – отклики, анкетирование взрослых (родителей, педагогов).

Использую при чтении произведения прием  антиципации (лат. aticipatio, от aticipo предвосхищаю), — предлагаю читателю забежать мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую творческую  активность. Используя данный метод, организую  урок по теме “Беспощаден кто-то к человеку» ( по рассказу И.А. Бунина "Роман горбуна").

Метод «стратегии интеллектуального чтения»  позволяет реализовать программу умственных действий на всех этапах чтения, связанных с поиском, отбором, восприятием, осмыслением, пониманием и закреплением информации.

Погружаясь  в то или иное произведение, организую  виртуальную экскурсию  на сайт  Российского Государственного Архива Литературы и Искусства. Знакомлю ребят  с факсимиле, это одно из наиболее перспективных направлений исследования художественного текста, которое открывается благодаря работе с цифровыми копиями архивных материалов. Например, анализируя стихотворение  Тютчева «Нам не дано предугадать», предлагаю познакомиться с рукописью автора .Пусть даже   через  копию рукописи, но ребята  таким  образом  прикасаются к наследию  поэта.

Изучая теорию  трех «штилей» М.В. Ломоносова,  дается для анализа текст  «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке».

«Отменная красота, изобилие, важность и сила эллинского слова коль высоко почитается, о том довольно свидетельствуют словесных наук любители».

Задание: определите авторскую позицию в тексте.

Обучающиеся должны осмыслить текст и сделать вывод на основе прочитанного. Как правило, обучающиеся отмечают, что М.В. Ломоносов считал греческий язык красивым, изобилующим силой эллинского слова, обогащающим славянский язык.

В своей школе я организовала Общество юных любителей книги «Вкусное чтение» – добровольное творческое объединение школьников, которые стремятся к более глубокому постижению классической и современной литературы, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, к формированию читательских умений.

На занятиях провожу чтение с использованием различных стратегий чтения, читательские конференции и литературные вечера,  творческие конкурсы и выставки книг из фонда школьной и сельской  библиотек, организую акцию «Книга на окне».

Применение методов «стратегии чтения» прежде всего дают свои положительные результаты в урочное время : ребята умеют различать типы сообщений, распознавать иерархии смыслов в рамках текста , учатся рефлексивно воспринимать   смысл информации.

Таким образом, методы «стратегий чтения» формируют читательскую  компетентность, а также позволяют создать условия для саморазвития.

В заключении хочу раз отметить, что данная методика помогает не только «погружать», как говориться, моих учеников в  текст , эта система помогает и мне  эффективно работать с возрастающими объемами информации. Я уверена: прочтение  может быть успешным, если его организовать с использованием стратегий чтения, тогда процесс чтения будет сознательным, эффективным, создающим на выходе объективно полезный продукт.

 

 

Фраза дня

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей